Индивидуальный предприниматель Гильмутдинов С.Н.

С нами наука и техника!
Шарипов Р.Х.
Размышления о качестве образования
Главная
Теория
Практика
Назад (Разное)
Обратная связь
    
Прежде чем размышлять о качестве образования, необходимо определить понятие «качество» вообще.    Гегель дает такое определение: «Качество есть тождественная с бытием определённость. Так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество»
А вот какое определение дается  в  ИСО 9000:
Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям.
В логике определение понятия проверяется путем обращения. Точное определение понятия обладает свойством симметрии и не меняет смысла при обращении.
Обратим оба этих определения и рассмотрим результаты:
1. Определенность, тождественная с бытием - это качество.
2. Степень соответствия присущих характеристик требованиям - это качество.
Определенность, тождественная с бытием - это не качество, а существование конкретной системы. Определение Гегеля не выдержало проверки обращением.
Степень соответствия присущих характеристик требованиям - это тоже не качество, а близость копии к оригиналу или его описанию.
Попробуем найти более точное определение. 
Если система теряет качество, то она перестает быть самой собой, то есть,  перестает существовать как система - умирает. Следовательно, наличие качества - это условие существования системы. Отсюда вытекает определение понятия «качество»:
Качество - это свойство, обеспечивающее существование системы.
Проверим это определение на симметричность:
Свойство, обеспечивающее существование системы - это качество.
Особого изменения смысла не произошло. Можно принять это определение в первом приближении.
Теперь вернемся к вопросу о качестве образования и рассмотрим его свойства, обеспечивающие его существование.
Образование складывается из воспитания и обучения.
Качество воспитания определяется не уровнем постановки воспитательной работы в  учебном заведении, а культурным уровнем социального окружения ребенка в период формирования его эмоциональной сферы. Этот период начинается с момента рождения (существует мнение, что даже раньше) и заканчивается в 6 лет. То есть,  на качество воспитания учебное заведение повлиять не может, если не использует в своей работе методов вмешательства в подсознание ребенка -НЛП и другие формы «зомбирования». Но такие формы вмешательства категорически запрещены законом об образовании. Значит, имеет смысл говорить только о качестве обучения.
Качество обучения складывается из трех частей:
1.    Качества информации;
2.    Качества преподавания;
3.    Качества усвоения.
Остановимся подробнее на качестве информации. Критерии качества информации:
1.    Истинность;
2.    Полнота;
3.    Своевременность.
Как определить
истинность информации? Существует критерий истины - практика и критерий лжи - противоречие.
В науке истинной считается только такая информация, которая подтверждена тремя независимыми лабораториями мира. Такую информацию можно найти в авторитетных научных и научно-популярных изданиях в виде текстовых,  фото и кинодокументов. Если строго придерживаться этого критерия при оценке качества информации, представленной в школьных учебниках, то в разряд низкого качества войдут все художественные  произведения, в которых автор имеет право на вымысел.
Критерий лжи - противоречие применять еще легче. Закон логики утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Поэтому, если в учебнике есть противоречие, то можно усомниться в истинности всей информации, содержащейся в нем, поскольку автор этого учебника не дружит с логикой и, возможно, собирал учебный материал из сомнительных источников.
Одним из самых распространенных противоречий, встречающихся в учебниках, является заявочное противоречие.  В названии автор заявляет одно,  а в содержание включает другое. Например, один из учебников физики за 7 класс называется «Механика», а в тексте даются элементы философии, метрологии, оптики. Учебник математики содержит не математические, а логические задачи и задания по рисованию.
Полнота информации тоже является одним из больных мест современных учебников. Например, учебник ботаники, если он претендует на полноту,  должен описывать все органы всех растений Земли. Учебник МХК должен содержать фотографии всех картин всех художников мира.  Это невозможно, если учебник имеет привычную форму книги, но современная техника позволяет нам создать электронные учебники по всем предметам и максимально приблизиться к идеалу. Однако электронные учебники еще не в ходу в массовой школе, поскольку их использование требует наличия компьютера, проектора и экрана в каждой классной комнате.
Своевременность информации тоже является больным вопросом и не только отечественной, но и мировой педагогики. Максимальный объем информации о мире ребенок должен получить в возрасте «почемучек», то есть до шести лет. В то время, когда мозг его еще растет, в нем образуются новые связи, когда ему все интересно.
Лев Николаевич Толстой говорил, что с 2 до 5 лет человек познает больше, чем за всю оставшуюся жизнь.  Этого же мнения придерживался и детский писатель Корней Иванович Чуковский.
Наиболее детально процесс раннего обучения детей разработан и описан Гленом Доманом в книге «Как дать ребенку энциклопедические знания». Основным учебным материалом в его системе являются так называемые «биты» информации - карточки, размером 20Х20 см с изображением объектов техники, животных, растений, произведений искусства и т. п. Демонстрируют биты ребенку по нескольку раз в день, до тех пор, пока он не утратит интереса к ним, тогда их заменяют новыми. Начинают работу с пятидневного возраста ребенка. Это позволяет уже к 4 годам сформировать у него базу знаний, сравнимую с базой знаний взрослого человека.
Качественную информацию преподаватель должен качественно подать  ученику. То есть дать ее так, чтобы ученик мог и хотел ее взять. Для этого, преподавание должно отвечать критериям качества:
1.    Увлекательность;
2.    Эмоциональность;
3.    Активность;
4.    Алгоритмичность.
Какие занятия увлекают ученика? Из моих наблюдений следует, что наибольший интерес у учеников начальных  классов вызывают герои мультфильмов и комиксов - Человек -паук, Черепашки - ниндзя, Скуби -Ду, Тимон и Пумба, русалочка, Аладдин.
Дети взахлеб говорят  об этих героях, собирают карточки с их изображениями, копят деньги на журналы с комиксами. Почему? Ответ прост, потому, что эти герои хорошо раскручены средствами массовой информации по всем правилам современной рекламы.
Мультфильмы идут по многим каналам непрерывно и одновременно, выпускаются видеокассеты и DVD, печатаются журналы комиксов.
Выдуманные, искусственные образы этих героев составляют серьезную конкуренцию образам объектов учебных программ в голове ребенка. Что же делать, как вытеснить пустые, но привлекательные образы героев низкопробных мультфильмов и заменить их образами полезных и нужных объектов?
Это можно сделать, если немного видоизменить учебные программы. Все, что можно перевести в наглядные, узнаваемые образы (биты), объединить эти образы в таксоны и создать презентации. Демонстрировать классу эти таксоны в высоком темпе по 3-4 раза в день.  Текстовую информацию структурировать, предварительно изъяв все ненужное и незначительное и тоже давать в высоком темпе.
Это естественно, потребует соответствующего оборудования классных комнат. На потолке должен быть проектор, на окнах жалюзи, над доской экран, на учительском столе - компьютер.
Эмоциональными, веселыми занятия будут тогда, когда из учебного процесса будут исключены психотравмирующие факторы - двойки и тройки, поиск ошибок в работах ученика и наказания за них. Вместо этого надо искать и поощрять достижения учеников и вместо пятибалльной системы ввести рейтинговую систему оценок.
Активность преподавания определяется тем, в какую роль учебный процесс ставит ученика. Если он просто воспринимает  и запоминает информацию, с тем, чтобы отчитаться на экзамене или на контрольной работе, то это пассивная позиция. Если же  ученику правильно поставить цель и позволить самому создавать учебный материал, а потом делать доклад на уроке, то это активная позиция. Добытая собственными силами и реализованная информация запоминается навсегда и пригодится ученику не только на экзамене, но и в практической деятельности, после окончания учебного заведения. Такой подход является одним из способов формирования ключевых компетенций.
Алгоритмичность преподавания обеспечивается правильным структурированием учебного материала. Видеоматериалы должны быть оформлены, так как это делает Глен Доман. Они должны быть отделены от текстового материала, тщательно классифицированы, сгруппированы в таксоны и переведены в электронную форму. Текстовые материалы должны быть структурированы и привязаны к видеоматериалам.   Должны быть построены алгоритмы запоминания для каждого блока этой структурированной информации.
К качествам усвоения ребенком учебного материала отнесем:
1. Скорость;
2. Прочность;
3. Системность.
Традиционно, качество усвоения ребенком знаний проверяется контрольными работами, экзаменами, тестами, а после этого проводят корректирующие мероприятия.  То есть, о качестве усвоения заботятся после процесса обучения.
На мой взгляд, о качестве усвоения необходимо позаботится заранее, до того как ребенок начал усваивать учебный материал.  Для этого в дошкольный или, на худой конец, в ранний школьный, период необходимо максимально развить его познавательные способности.
Увеличение скорости усвоения знаний достигается обучением ребенка технике быстрого чтения. Технология обучения очень маленьких детей технике быстрого чтения детально описана в работе Глена Домана «Как научить ребенка читать». Оказывается, можно начинать обучение чтению уже с пятидневного возраста ребенка. Увеличение прочности усвоения знаний достигается тренировкой памяти и использованием мнемотехнических систем. Наиболее эффективной мнемотехнической системой является метод зацепок, прекрасно описанный Гарри Лорейном в книге «Суперпамять». Этот метод еще называется эйдетической памятью (от слова «эйдос» - образ) или методом опорных сигналов (у В.Ф. Шаталова).
Однако, эффективная работа по этому методу требует развитого воображения. Поэтому одновременно с усвоением метода или, еще лучше, перед этим, очень необходимо заняться развитием воображения ребенка.
Курс развития воображения разработан в рамках теории решения изобретательских задач (ТРИИЗ) и включает в себя тренировку мысленным управлением сначала точкой, потом плоскими фигурами, потом объемными фигурами и наконец, зрительными противоречиями. 
Системность усвоения знаний достигается формированием у ребенка сбалансированной картины мира, которая включает в себя образы реальных объектов. Эти образы ( «биты» - фотографии или картинки с названиями) должны быть сгруппированы в таксоны по существенному основанию, лучше всего по основанию «структура». Таксонов должно быть приблизительно поровну из каждой сферы - космоса, неорганосферы, фитосферы, зоосферы, антропосферы, техносферы и ноосферы. Иначе картина мира будет не сбалансированной, однобокой. Чем больше битов освоит ребенок, тем полнее будет картина мира, сформированная в его сознании, тем более точным будет его мышление.
Технологию формирования картины мира встречаем у того же Глена Домана, но только в книге «Как дать ребенку энциклопедические знания». Доман предлагает использовать для этого карточки, которые демонстрируются ребенку небольшими порциями несколько раз в день в очень высоком темпе.
Современная цифровая техника позволяет усовершенствовать подход Глена Домана и использовать вместо карточек слайды презентаций в программах «SMART» или «Power Point».
Если у каждого ребенка достаточно хорошо развиты высшие психические функции (память, внимание, воображение), если у него сформирована достаточно полная и сбалансированная картина мира, если он овладел формальной логикой и техникой быстрого чтения, то успеваемость по всем школьным предметам у всех детей будет максимально высокой и не будет внутригрупповых конфликтов, основанных на разнице интеллектуального развития.
Назад (Разное)